I                I
I----------------I---------------------------------------------------------------------------------------------------------
I  В начало      I
I                I
I  Новости       I
I                I    
I  Статьи        I
I                I
I  Библиотека    I
I                I
I  Графика       I
I                I
I  Будущее уже...I
I                I
I  Написать      I       
I                I
I  О проекте     I
I----------------I
Забытые факты из истории киберпанка
Александр Трубецкой

Любой историк, перед которым стоит задача выстроить хронологию того или иного события, неизбежно сталкивается с практически неразрешимой дилеммой: что считать датой начала события - возникновение предпосылок к нему или же явное его проявление. Почти всегда между предпосылкой и самим событием пролегает внушительный промежуток времени, внимательно изучив который исследователь приходит к выводу, что именно он и является ключевым во всей хронологии.

В случае с киберпанком такой промежуток составляет ни много ни мало 55 лет. Официально (т.е. согласно работам культурологов, литературоведов и историков) основателем течения киберпанк является Уильям Гибсон, чья книга "Нейромант", выпущенная в свет в 1984 г., положила начало разговорам о новом, доселе неизведанном жанре в литературе и кино - "кибернетической научной фантастике". Однако 1984 год был настолько богат событиями в этой области, что считать его точкой отсчета было бы по крайней мере, неосмотрительно.

В 1984 г. Америка навсегда распрощалась с образом Супермена, чье место теперь прочно занял киборг Терминатор (The Terminator, 1984). Творение Джеймса Камерона стало вторым успешным голливудским проектом в области киберпанка. Первым по праву считают фильм "Бегущий по лезвию" (Blade Runner, 1982), ставший своеобразным предвестником небывалого успеха нового литературного течения. То, что Голливуд взялся за новый жанр, уже говорит об определенной развитости киберпанка как течения. В том же 1984 г. в одной из самых уважаемых газет США The Washington Post в колонке посвященной новинкам книжного рынка, появился обзор в котором писатели типа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга впервые были названы киберпанками. Наконец, в 1984 году произошел самый крупный инцидент, связанный с роботами. В Японии в течение нескольких месяцев на различных заводах вышедшими из-под контроля роботами было убито четыре человека. Вот такими разнородными событиями был ознаменован год "официального" рождения киберпанка.

Но перенесемся на 55 лет назад, в 1929 год. Фильм Фрица Ланга "Метрополис" (Metropolis, 1929) поначалу был воспринят как очередная дешевая картина, годящаяся лишь для развлечения масс, охваченных социалистической заразой. Фильм не пользовался особой популярностью и был вскоре забыт как критиками, так и зрителями. Вспомнили о нем лишь в 80-х, когда выяснилось, что это чуть ли не первая кинематографическая антиутопия. Итак, на дворе 1929 год, весь мир затаив дыхание следит за событиями, развивающимися в России. В быт обеспеченных граждан входят такие технические новшества как телефон, радио, пылесос, электрическое освещение. Конки сменяются трамваями и автомобилями, улицы подметают специальные уборочные машины, а офисы оборудуются пневматической почтой и лифтами. Однако в памяти поколения еще живы страшные катастрофы аэростатов, взрывы дирижаблей, чудовищные пулеметы, танки и пушки Первой мировой и, наконец катастрофа века - "Титаник". Фильм "Метрополис" вобрал все эти черты эпохи: страх и одновременно восхищение перед техническим прогрессом, ощущение глобальных социальных перемен во всем мире. Сюжет картины таков: гигантские монополии, воплощающие в себе суть капиталистического строя, правят миром с помощью бездушных машин. Неразгибающиеся спины изнуренных рабочих, равнодушные надсмотрщики, являющиеся как бы частью машин и т.д. На сегодня это самый что ни на есть хрестоматийный пример киберпанковского антуража. Достаточно вспомнить "Матрицу" (The Matrix, 1999) или, скажем, "Нирвану" (Nirvana, 1998). Естественно, тот путь развития, который предсказывал обществу Фриц Ланг, был до некоторой степени умозрительным. Во-первых, автоматы того времени были аналоговыми и скорее напоминали чуть усовершенствованные часы. А во-вторых, не существовало технологий, способных хотя бы в малой степени управлять. Машины могли только выполнять определенные (чаще всего одну) функции (к примеру, менять флажки семафора через промежуток времени)ю Второе обстоятельство делало такой фильм, как "Метрополис", чистейшей воды фантастикой, если не сказать бредом и чушью. Все стало восприниматься по другому, когда на теории и практике было доказано, что машина может управлять.

В 1948 г. американский ученый Норберт Винер выпустил свой основной труд - трактат "Кибернетика" (Cybernetics, 1948). Так появилась новая наука, которая благодаря своей необычности, а главное абстрактности, вызвала не только жаркие дискуссии в научном мире, но и активное осуждение и даже преследование в СССР. Кем только не называли Винера: и сумасшедшим, и мошенником, и псевдоученым. Однако очень скоро законы, открытые им стали подтверждаться на практике.

По определению Винера, кибернетика - это наука об общих законах получения, хранения, передачи и обработки инфомации. Одним из постулатов кибернетики является утверждение, что принципы управления в живом мире и в мире машин идентичны, а значит, машины могут имитировать свои живые аналоги. Однако не стоит думать, что законы этой науки применялись только в области электронно-вычислительной техники. В середине 50-х ггю в Советском Союзе (моранотий на кибернетику тогда уже был отменен) группа ученых из Института протезирования и протезостроения представила первый протез, на 70% имитирующий живую конечность. Принцип так называемого биоэлектрического протеза был основан на том, что любая мышца в живом организме при сокращении выделяет электрический импульс очень малой силы. По этому импульсу можно определить, какая мышца сократилась и какой силы было сокращение. Поскольку при потере часть мышцы оставалось в культе, ее можно было использовать для управления протезом. Искусственная нога или рука одевалась на культю, а специальные электроды передавали импульс моторчикам, двигающим пальцы и кисть (или стопу). Таким образом, были имитированы некоторые функции управления механическим движением тела. Биоэлектричекие протезы широко используюся до сих пор. Винер видел протез и встречался с советскими учеными,назвав это изобретение одним из главных в истории кибернетики.

Надо сказать, что это направление развивалось бурно на протяжении оставшейся половины XX века, но не вышло за пределы конструирования искусственных органов и автоматов искусственного поддержания жизни. К концу столетия удалось сымитировать практически все механические функции живого организма, но мозг, как основная управляющая структура всего живого, оставался и остается до сих пор неприступным. Микропроцессор, являющийся на сегодняшний день одним из ближайших аналогов человеческого мозга, имитирует настолько малую часть его функций, что говорить о каком-то прогрессе смешно. Самое интересное, что препятствия возникали при попытке имитировать именно высшую нервную деятельность (ВНД). В 1999г. сотрудниками Массачусетского технологического университета (Massachusetts Institute of Technology - MIT) удалось создать робота, полностью имитирующего простейшего насекомого. Ученые утверждают, что не за горами, имитация мозга птиц, рыб, рептилий и даже некоторых млекопитающих... но не больше. В первые годы появления вычислительных машин тайна мозга, казалось, вот-вот будет раскрыта, но чем мощнее становились компьютеры, тем дальше отодвигалось великое открытие. Как все это связано с киберпанком? Практически, напрямую...

Одним из основных признаков киберпанка как жанра является образ глобальной, вездесущей организации, правящей обществом с помощью машин. Причиной мировой несправедливости в ранних киберпанковских романах и фильмах всегда был человек. Именно он создает машины и приемлетнаказание за попытку занять место бога. Какой бы совершенной ни была машина, она всегда стоит ниже своего творца и уступает ему если не в силе, то в способности порождать себе подобных.

В 60-е, когда особое распространение получили бионика и биомеханика, в научно-фантастической литературе появились новые образы: андроид и киборг. Слово "киборг" было впервые употреблено писателем-фантастом Манфредом Клайнесом (Manfred Clynes) в повести "Киборги и космос" (Cyborgs and Space, 1960) в 1960 г., а "андроид" появилось в романе "Мечтают ил андроиды об электрических овцах" (Do Androids Dream of Electric Sheep, 1968). Интересно, чтоэти два детища неукротимой фантазии писателей очень точно иллюстрировали раскол, наметившийся в области высоких технологий. Андроид представляет собой машину, полностью имитирующую человека, киброг же, наоборот, является человеком, имитирующим машину за счет вживленных в него исскуственных элементов. Такая классификация сохранялась в литературе и кино достаточно долго. Так что терминатор по ней является не киборгом, а андроидом. Если создание киброга представлялось делом недалекого будущего, то андроид был образом чисто фантастическим, далеким от реальности.

В 60-е гг. в области высоких технологий происходило то, что будоражило умы писателей-фантастов еще добрые полтора десятка лет. В 1965 г. сотрудники MIT Лоуренс Робертс и Томас Меррилл соединили через обычную телефонную линию компьютер TX-2 в Массачусетсе и компьютер Q-32 в Пало-Альто, шт. Калифорния. Это была первая обширная компьютерная сеть. Через три года, в августе 1968 г., Лоуренс Робертс в составе исследовательской группы, финансировавшейся Министерством обороны США, создает спецификацию на сеть ARPANET, которая стала непостредственной предшественницей Интернета. Наконец в 1969 г. Деннис Ритчи, сотрудник Bell Laboratories, создает ОС Unix под микропроцессо DEC PDP-7. Помимо этих достаточно всем известных событий нам будут интересны факты, связанные с областью, менее значительной для высоких технологий, но более влиятельной для киберпанка. Это область интеграции человеческого организма и компьютера.

В 1960 г. все в том же MIT был сконструирован первый HMD-монитор (Head Mounted Display) - дисплей, закрепляемый на голове. Два проектора крепились за ушами и через специальные полусеребряные зеркала передавали изображение прямо на сетчатку человеческого глаза.

В 1967 г. сотрудник Bell Helicopters Губерт Аптон (Hubert Upton) представил портативный компьютер с HMD-монитором для чтения по губам. Используя фильтры высокой и низкой проходимости, система определяла, является ли произнесенная фонема фрикативной, вокалической или плавной. ЖКД, установленные на обычных очках, отражали степень огласовки фонемы более насыщенным или, наоборот, разряженным свечением...

В 1968 г. на ежегодной Осенней компьютерной конференции Дуглас Энгельбарт (Douglas Engelbart) продемонстрировал систему NLS (oN Line Sistem) - персональный компьютер, управляемый клавиатурой, которую можно было держать в одной руке.Интересно, что NLS имел встроенный текстовый редактор и мог служить портативной библиотекой с возможностью "расшаривария" документов.

Несмотря на все научно-технические достижения, высокие технологии в 60-х оставались тайной для большей части общества. Именно от этого периода киберпанк унаследовал такой мотив, как связь высоких технологий с правительственными структурами и крупными корпорациямию

70-е с полным правом можно назвать десятилетием первого контакта рядового человека с компьютером. В первой половине десятилетия электронные машины претерпевали изменения, приведшие в 1975 г. к появлению первого PC - Altair 8800. Габариты ЭВМ постепенно уменьшались, и это не могло не отразиться на образе суперкомпьютеров в киберпанковской литературе и кино. Первый микропроцессор Intel 4004 полностью опровергнул все представления о будущем современных технологий. Несмотря на то что компьютер начинал входить в дома рядовых граждан, в научной фантастике продолжал преобладать образ опасной машины. Киборг и персональный компьютер действует уже не из секретной лаборатории, а среди обыкновенных людей, в самом сердце общества, окутывая его незаметной информационной паутиной.

Официальное рождение киберпанка в середине 80-х сопровождалось победным шествием IBM PC (1981) и Windows (1985). Дальнейший ход истории мы пока помним, но и его в скором времени придется восстанавливать... В одном из интервью Уильям Гибсон сказал: "Знаете, почему компьютеры и сеть безопасны для человека? Потому что мы постоянно напоминаем об их опасности. Не пренебрегайте нашими предостережениями"...
Hosted by uCoz