I I I----------------I--------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
|
I Статьи I I I I Библиотека I I I I Графика I I I I Написать I I I I О проекте I I----------------I |
Культуролог о киберпанке Автор: Исаев К.В. Cyberpunk Конец XX века характеризуется не только бурным ростом информационных технологий и развитием научно-технического прогресса, но и появлением вызванных ими своеобразных направлений в культуре. Одним из таких недавно появившихся движений является КИБЕР-ПАНК. Как и многие другие явления, он пришел в нашу жизнь из научной фантастики. Киберпанк как литературное движение Первым человеком, употребившим термин "киберпанк" по отношению к одному из направлений литературы, повсеместно признан Гарднер Дозуа - один из редакторов "Журнала научной фантастики Айзека Азимова" в начале восьмидесятых годов. Сам Дозуа не претендует на изобретение данного термина, говоря, что подхватил его "где-то на улице". Однако необходимо упомянуть, что в 1980 году Брюс Ветке написал короткий рассказ под названием "Киберпанк" и передал его в "Журнал Азимова". Прежде чем получить крещение, существовало движение "киберпанк", известное его членам как просто "Движение". В центре его находился самиздат Брюса Стерлинга "Дешевая правда". Авторы типа Стерлинга, Руди Рокера и Джона Ширли передавали в этот информационный бюллетень свои статьи под псевдонимами, шумно рекламируя при этом работы своих товарищей и подвергая нападкам традиционную научно-фантастическую литературу. Это помогло сформировать основные черты "самосознания движения". В целом, литература киберпанк интересуется людьми, которые находятся на обочине культурных систем, передовых в технологическом отношении. Как правило, в рассказах направления киберпанк фоном служит некая система, подавляющая жизнь самых обыкновенных людей - ею может быть деспотическое государство, группа крупных господствующих корпораций или фундаментальная религия. Системы совершенствуются с помощью различных технологий (сегодня развитие некоторых из них идет со скоростью, выбивающей из колеи многих), в частности информационнойтехнологии (компьютеры, средства массовой информации). Это служит усилению системы за счет ограничения свободы выбора тех, кто находится внутри системы. Часто такая технологическая система распространяется и на ее "человеческие" составляющие - через пересаженный мозг, протезированные конечности, созданные путем биологической и генной инженерии органы и т. д. Сами люди становятся при этом частью "Машины". Такова "кибернетическая" сторона киберпанка. Тем не менее, в любой культуре, цивилизации всегда существуют те, кто живет на ее обочине, на краю: это не только уголовники, отбросы общества, но и люди "не от мира сего", и просто те, кто выбирает свободу ради свободы - иначе говоря, маргиналы системы. Литература киберпанк избирает своими героями именно таких людей, а зачастую делает акцент на способы, которыми они обращают технологические достижения к своей выгоде. Такова "панковская" сторона киберпанка. Лучшие произведения в стиле киберпанк отличаются от предыдущих работ на аналогичные темы характерным стилем. Урбанистические пейзажи, гнетущая пессимистичная атмосфера. Идеи обрушиваются на читателя без всяких пояснений - примерно так, как новые достижения обрушиваются на нас в повседневной жизни. Зачастую возникает ощущение нравственного раздвоения: борьба с системой (чтобы опрокинуть ее или просто остаться в живых) не делает основных персонажей "героями" или "хорошими" в традиционном смысле слова. Литературные произведения и художественные фильмы киберпанк Одним из наиболее известных авторов киберпанка является Уильям Гибсон. "Ньюроменсер" Гибсона - история крэкера, орудующего в киберпространстве, кибернетически подкованного телохранителя-наемника и парочки загадочных искусственных интеллектов - стал подлинным событием литературы киберпанк. Он завоевал премии Хьюго, Небула, Ф. К. Дика и Дитмара. Гибсон также написал два продолжения в том же духе: "Нулевой отсчет" и "Ускорение Моны Лизы". Последнее детище Гибсона называется "Виртуальный свет". Его действие разворачивается в недалеком будущем, а технологические мотивы несколько приглушены, хотя речь по-прежнему идет о тех же проблемах, что и в других произведениях киберпанк. Некоторые произведения У. Гибсона были экранизированы. Так, по рассказу Гибсона "Мнемонический Джонни" сделан полнометражный художественный фильм. Гибсон написал его постановочный сценарий и постоянно консультировал режиссера. В фильме имеется много сюжетных дополнений, равно как и прямых отклонений от рассказа. В него также вошли эпизоды "Ньюромэнсера" и "Виртуального света", в итоге сцен насилия стало гораздо больше, а финал получился более оптимистичным. Кроме того, Уильям Гибсон написал один из многочисленных сценариев для "Чужестранца 3". Он считает, что лишь одна подробность из его сценария - штрих-коды на затылках заключенных нашла свое воплощение в фильме. К числу фильмов, которые можно зачислить в актив киберпанка, относятся "Чужестранец" и его продолжения: "Фриджек", "Газонокосильщик", "Пока не наступил конец света", "Терминатор" (кино), "Всеобщий призыв", "Странные дни" и "Мозговая атака". Однако классикой жанра киберпанк считается фильм "Колесо турбины", снятый по мотивам романа Филиппа К. Дика "Мечтают ли андроиды об электрической овце?". Гибсон сказал, что видеоряд в "Колесе турбины" полностью соответствует его представлению об урбанистическом будущем в "Ньюромэнсере". Другой известный автор киберпанка - Брюс Стерлинг. В сборник "Кристальный экспресс" вошли его рассказы "Закройщик-механист" - о будущем человечества и "постчеловечества", а также "Зеленые дни в Брунее" - повесть, в которой действие разворачивается на том же фоне, что и в его "Островах в сети". Оба произведения представляют собой экстраполяции миров, весьма схожих с нашими, отнесенных в ближайшее будущее, ("Шизматрица" - повесть размером с роман о грядущей эпохе, описанной в "Закройщике-механисте" - скоро выйдет из печати.) Другой сборник Стерлинга называется "Всемирная голова". Кроме того, Стерлинг редактировал сборник "Зеркальные очки: Антология киберпанка", который включает рассказы разных авторов. Некоторые из них с натяжкой можно отнести к киберпанку, но есть и настоящие "жемчужины" этого направления - например "Моцарт в зеркальных очках". Очередной роман Стерлинга - "Священный огонь" - по словам самого автора, посвящен "мультимедийнымхудожникам Европы двадцать первого века". Гибсон и Стерлинг в соавторстве написали роман "Счетная машина" - по мнению некоторых, его можно отнести к "допотопному панку". В нем речь идет о многих проблемах киберпанка - для этого авторы прибегли к образу альтернативной Британии XIX века, где в полном объеме реализована технология механической вычислительной машины Бэббиджа. "Снежный обвал" Нила Стефенсона переводит киберпанк в плоскость юмора: что еще можно сказать о произведении, в котором мафия разносит пиццу, а имя главного героя - "Хиро Протагонист"? Уолтер Ион Уильяме, "Подключенный" - контрабандист, управляющий танком на воздушной подушке, решает помериться силами с "Орбитальными корпорациями", которые управляют его миром. Уолтер Ион Уильяме, "Голос вихря" - биологический двойник некоего служащего корпорации пытается выяснить, что же случилось с его "оригиналом"? Грег Бир, "Кровавая музыка" - генный инженер "доводит" несколько своих кровяных тел до уровня человеческого разума, столкнувшись с радикальными последствиями. Пэт Кадиган, "Свиннеры" - хакеры и прочие изгои общества идут по пятам нового смертоносного вируса, когда в Лос-Анджелесе ближайшего будущего появляются первые интерфейсы для прямого подключения к мозгу. Так, несколько произведений, написанных до 1980 года впоследствии были причислены к киберпанку из-за их стилистического сходства (например, "Радуга тяготения" Пинчона) или схожести тем ("Всадники ударной волны" Брюннера, "Нова" Делани). Киберпанк как субкультура В середине восьмидесятых под влиянием литературы киберпанк некоторые группы людей начали называть себя киберпанками, поскольку не без оснований подметили признаки фантастической техносистемы в современном западном обществе и стали отождествлять себя с маргинальными персонажами из повествований в стиле киберпанк. На протяжении последних нескольких лет средства массовой информации подхватили эту мысль, время от времени называя некоторых людей и целые группы киберпанками. К конкретными группам, отождествляемым с киберпанками, относятся "Хакеры", "Крэкеры" и "Фрейки". Хакеры - это "сливки" компьютерного сообщества, люди, прекрасно разбирающиеся в работе компьютеров и способные вытворять с ними то, что другим кажется волшебством. Крэкеры - это реальные аналоги "ковбоев пультов" из фантастики в стиле киберпанк. Они вламываются в чужие компьютерные системы без спроса как для незаконного обогащения, так и просто ради удовольствия лишний раз воспользоваться своими навыками. Фрейки - это те, кто занимается аналогичными вещами в телефонных сетях, изобретая всевозможные способы оставить телефонные компании без причитающейся им платы за услуги и придумывая всевозможные телефонные трюки. Эти три группы пользуются последними достижениями в сферах компьютерной техники и телекоммуникаций для достижения своих личных целей. Еще одна группа - шифропанки. Эти люди полагают, что надежный путь подрыва системы проходит через криптографию и криптосистемы. Они считают, что повсеместное использование шифровальных систем, которые практически не поддаются расшифровке, приведет к созданию "островов секретности", куда система не сможет вторгаться. Особняком стоят рейверы. К ним относятся люди, вовсю использующие синтезрованную и выборочную музыку, компьютерное психоделическое ("киберделическое") искусство, а также искусственные наркотики для проведения массовых дискотек на всю ночь и любовных игрищ в пустующих складах. По представлениям многих, киберпанк является надоедливым подростком, обремененным кое-какими техническим знаниями, или даже просто некоей фигурой, ищущей "к кому бы примкнуть". Таким образом, в некоторых слоях общества сформировалось негативное отношение к самозваным киберпанкам. Кроме того, есть и те, кто утверждает, что киберпанк вообще не поддается определению (это, безусловно, имеет определенный смысл, когда речь идет об аутсайдерах и бунтарях), и порицает использование этого ярлыка в средствах массовой информации, рассматривая его как циничную рекламную уловку. Киберпространство, современная сеть и виртуальная реальность Впервые термин "киберпространство" употребил Уильям Гибсон в своей повести "Горящий хром". В этом произведении были описаны пользователи устройств для замещения обычных органов восприятия. Эти устройства (кибердеки) служат интерфейсом для связи со всемирной компьютерной сетью во всех сенсорных измерениях, а их пользователи оказываются в киберпространстве. Таким образом, киберпространство представляет собой метафорическое "место", где "оказывается" тот или иной человек, вступая в связь с мировой компьютерной сетью. Хотя взгляды Гибсона на принципы функционирования киберпространства в некоторых отношениях представляются абсурдными, они вдохновили многих в компьютерном сообществе. Понятие "киберпространство" все чаще используется в современном мире в связи с формирующейся всемирной компьютерной сетью (в частности, Internete). Кроме того, некоторые исследователи области виртуальной реальности пытаются реализовать на практике нечто вроде информационного пространства Гибсона. Термин "киберпространство" используется также для обозначения любой среды виртуальной реальности компьютерного происхождения, даже если ее цель не сводится к "вхождению в сеть". Музыка киберпанк Существует некоторая путаница в отношении того, что представляет собой музыка киберпанк на самом деле. Здесь речь может идти или о "музыке, которая связана с тематикой киберпанка", или же о "музыке, которую придется слушать в будущей атмосфере киберпанка". Те, кто заявляет о существовании музыки киберпанк, как правило, считают, что все ускоренные, синтезированные и адресованные избранным музыкальные формы - например, техно, рейв, а также индустриальная музыка - относятся к киберпанку. Так, в конце 1993 года Билли Айдол выпустил альбом под названием "Киберпанк", который привлек внимание некоторых средств информации. Билли организовал несколько символических выступлений в сети, но широкого отклика не получил. |