I                I
I----------------I---------------------------------------------------------------------------------------------------------
I  Статьи        I
I                I
I  Библиотека    I
I                I
I  Графика       I
I                I
I  Написать      I       
I                I
I  О проекте     I
I----------------I
Владимир Васильев: киберпанк для русских и нерусских

>Фантастика всегда олицетворяла собой прорыв в будущее. Неудивительно, что такая странная вещь, как компьютер, сразу же заинтересовала фантастов. В первую очередь, конечно, американцев, которые всегда почему-то оказываются впереди планеты всей. Лично я впервые прочел о страшных компьютерах и страшных хакерах у Джона Варли в романе (или повести) "Press Enter_". Меня потрясла мысль, что можно жить, не выходя из дома, и при этом тебя как бы не существует. Ну, и как советского тогда еще человека - что все это на халяву. Окончательно добил меня Виктор Пелевин и его незабвенный "Принц Госплана". До этого я ничего не понимал в компьютерах и считал их второй по ненужности вещью после автомобиля. Но Пелевин убедил меня: пора. И я уехал в Москву, зарабатывать на первую в своей жизни четверочку. Через три месяца я уже был в ФИДО. А потом набрел на файл - это оказался "Нейромант" Уильяма Гибсона. Приблизительно в эти же годы Андрей Чертков - в прошлом известный фэн, а ныне - профи от фантастики, - прожужжал всему фэндому уши: дескать, киберпанк - это круто.

И оказалось - вправду круто. Жесткая технократическая проза, непонятная смесь боевика, фантастики и постмодернизма. И это так подано, что крыша крепко съезжает набок. Я сразу стал подозревать, что до первой русской киберпанковской вещи ждать осталось совсем недолго.

Хотя, справедливости ради, нельзя не отметить: давным давно существовал в нашей фантастике человек, сам называющий себя "русским киберпанком". Я говорю об Александре Тюрине. Но в общем его нельзя считать киберпанком в прямом смысле этого слова, хотя написанная Тюриным в соавторстве с Александром Щеголевым повесть "Сеть" - на мой взгляд предтеча русского киберпанка. Первая ласточка.

И как-то так неожиданно случилось, что среди первых компьютерных романов оказался и мой. Но сначала - не об этом. Сначала - о Сергее Лукьяненко. О человеке, который испробовал себя в фантастике в самых разных жанрах и стилях, и везде оказывался лидером. Он написал "Лабиринт отражений" - вполне киберпанковский роман о Свободе и о Любви. Впрочем, кое-кто считает, что это скорее не киберпанк, а виртуалка, даже можно с этим согласиться, но ведь речь идет не о классическом киберпанке, который присущ мироощущению американцев, а о нашем. Так вот: "Лабиринт отражений" - это именно русский киберпанк. В этой книге русский человек рассказал о русских людях русским читателям. С какой стати ему писать об американцах? И именно поэтому "Лабиринт отражений" стал самой популярной книгой в сетях - ФИДО и Интернете. И говорят, народ стащил не менее трех тысяч копий.

Второй киберпанковский роман - "Сердца и моторы" В. Васильева - заметило значительно меньше народу, нежели роман Лукьяненко. Возможно, оттого, что он строже выдержан в классическом киберпанковском стиле, и откровенно подражает "Нейроманту". Да и техническими подробностями он перегружен, пожалуй. Постараюсь учесть...

Третьим романом в жанре плаща и клавиатуры, несомненно, является "Свободный охотник" Александра Щеголева. Очень странный роман. Пожалуй, он был принят сетевым народом еще хуже, чем "Сердца и моторы", но не заметить его просто нельзя. Во всяком случае, он преподносит околокомпьютерные темы настолько своеобразно, что практически исчезает эффект узнавания. А это сильно влияет на популярность.

Стоит вспомнить и Михаила Тырина с его "Фантомной болью". Вполне удачный роман портит только явное незнание автором компьютеров и всего, с ними связанного. Ну, в самом деле - народ, сидящий рядом с антенной спутниковой связи и имеющий выход в глобальную сеть и при этом ломающий голову, как отослать некую информацию начальству, вызывает непроизвольную оторопь. Хороший парень Тырин, только с компами бы ему пообщаться... А так - вполне наш!

Вероятно, киберпанком является и новый роман Васильева "Техник Большого Киева", хотя там много чисто фэнтезийной атрибутики. Спустя полгода после написания стало отчетливо ясно: это все тот же русский киберпанк, слепо нащупывающий дорогу в окружающей жанровой толчее.

На примере этих вещей нетрудно уловить разницу между традиционным американским киберпанком и киберпанком русским. Американский - это в первую очередь постмодернизм, это смысловая надстройка над текстом и ни с чем не сравнимый дух будущего, зачастую откровенно чернушный. Русский в этом смысле более мелок и более традиционен; по духу он - все та же научная фантастика, и только по атрибутике можно понять, киберпанк это или нет. На мой взгляд, это болезнь роста - русский киберпанк еще слишком молод, он только нарабатывает традиции и осваивает пустынные территории. Но уже сейчас можно заметить некоторые сдвиги в сторону идеологии: русский киберпанк перестает опираться только лишь на атрибутику и начинает отращивать в себе некие черты, неприсущие традиционной НФ. Это заметно в "Лабиринте отражений", "Свободном охотнике" и вот теперь, насколько я понял, и в "Технике Большого Киева". Впрочем, один из столпов западного киберпанка Брюс Стерлинг, будучи в Питере, на вопрос, есть ли сегодня в Америке молодые писатели, которых можно отнести к этому течению в фантастике, ответил просто и однозначно: "Нет. Киберпанки - это наше поколение, это те, кто начинал в начале восьмидесятых. Нынешней молодежи еще только предстоит изобрести свой стиль." Так стоит ли удивляться, что русский киберпанк, сплошь состоящий из людей лет на десять-пятнадцать моложе Гибсона со Стерлингом, отличается от классического американского?

Что касается Тюрина, то он изначально избрал западный путь: оттолкнулся от постмодернизма. Он одинок в своем направлении, лишь редкие вещи Виктора Пелевина иногда оказываются ему поддержкой - такие как "Святочный киберпанк".

И в заключение добавлю еще одну маленькую киберпанковскую деталь. Главные герои "Лабиринта отражений" и "Сердец и моторов" в процессе развития сюжетов встречаются, а значит русский киберпанк смело шагнул с книжных страниц в сеть и в жизнь, что он наконец-то вырос из мамашиных пеленок.

Держитесь, фэнтези и НФ... Мы уже пришли. И мы обретаем голос.

Москва, апрель-ноябрь 1998

Hosted by uCoz