I I I----------------I--------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
|
I В начало I I I I Новости I I I I Статьи I I I I Библиотека I I I I Графика I I I I Будущее уже...I I I I Написать I I I I Гостевая I I I I О проекте I I----------------I |
Лунное кресло доставит человека в серую пустыню Несерьёзно, на первый взгляд. Посадить четверых человек на связку "бочек" с каучуком и жидким веселящим газом. Снабдить их креслами с ракетными движками и отправить всё это хозяйство на Луну. Таков, упрощённо, план самой дешёвой экспедиции людей на равнины Селены. Калифорнийская компания SpaceDev продолжает удивлять. Только недавно она обнародовала проект шестиместного орбитального шаттла и ракеты-носителя для него, а теперь заявляет, что намерена доставить человека на Луну быстрее и дешевле, чем кто бы то ни было! Ради упрощения техники и снижения стоимости миссии небольшая частная компания предлагает высадить человека на Луне в "летающем кресле" (иллюстрация SpaceDev). Небольшие частные фирмы всё чаще занимаются теми областями, которые раньше считались привилегией компаний-гигантов, объединений компаний, государственных институтов, исследовательских центров и национальных космических агентств, наконец. Так, масса последователей знаменитого конструктора Бёрта Рутана (Burt Rutan) готовится повторить подвиг его машины. Напомним, первый в мире частный космоплан SpaceShipOne слетал в космос трижды, достигнув в последнем рейсе рекордной высоты в 112,17 километра. В Лунной экспедиции пригодится сочетание разных технологий. Например, крылатый челнок Dream Chaser и коническая капсула, полагает SpaceDev (иллюстрация SpaceDev). Частные компании вот-вот освоят и полёты на орбиту — сначала спутников (25 ноября давайте дружно скрестим пальцы), а потом и пилотируемых кораблей. И даже в возвращении человечества на Луну молодые фирмы готовы соперничать (или лучше сказать — сотрудничать) с NASA. Мы уже детально рассказывали о проекте пилотируемой экспедиции на Луну от компании Transformational Space. Её концепция отличается от принятой NASA схемы (подробное описание плана высадки от агентства — здесь). Но SpaceDev удивляет всех: "Человека можно доставить на Селену (и вернуть, разумеется, домой) менее чем за $10 миллиардов". В то время как планы NASA предусматривают освоение $104 "лунных" миллиардов (за 13 лет). Откуда десятикратная разница? По заказу и на деньги корпорации "Лунная инициатива" (Lunar Enterprise Corporation) SpaceDev провела трёхлетнее исследование и заявила на днях, что продуманная комбинация как существующих технологий, так и тех, что в настоящее время разрабатываются NASA и самыми разными компаниями, вместе с идеями самой SpaceDev, позволят реализовать дешёвую, но надёжную миссию на Луну. Старт смелой экспедиции – ракета с гибридными двигателями поднимает в космос модуль жизнеобеспечения и четыре посадочных "кресла". Жёлтое — капсула для возвращения в атмосферу Земли (иллюстрация SpaceDev). Каждая миссия, как предполагают авторы исследования, должна доставить на окололунную орбиту или на поверхность нашего небесного соседа обитаемый модуль, который оставался бы на месте после миссии и мог бы быть использован при следующем визите на Луну. Это ещё не базы в традиционном понимании, но сеть опорных пунктов, облегчающих и удешевляющих лунную программу с каждым новым рейсом. Кроме того, компания предложила смелое новшество – каждого астронавта по отдельности можно высадить на Луне вовсе без корабля. Точнее – на необычном аппарате типа "ракетное кресло", в котором человек сидел бы в скафандре. Четыре таких кресла вместе с жилым модулем – вот уже и готовый аппарат для лунной экспедиции. Причём "кресло" можно было бы использовать как в пилотируемом варианте, так и в беспилотном. В последнем случае, собственно, сиденье заменялось бы, по модульному принципу, на набор оборудования. Такая универсальность направлена на снижение затрат и повышение скорости разработки лунной техники. А связка из четырёх кресел, дополненная миниатюрной капсулой (приспособленной к спуску в атмосфере), располагала бы достаточным запасом тяги и топлива, чтобы возвратиться к Земле. Четыре "кресла" с астронавтами приземляются с орбиты на лунную поверхность в том месте, где ранее автоматика посадила несколько модулей жизнеобеспечения – своего рода "мини-базу" (иллюстрация SpaceDev). Также компания рассчитывает, что в лунной экспедиции пригодится техника, создаваемая ею по проекту Dream Chaser. Те же гибридные ракеты-носители. SpaceDev уверена, что уже где-то между 2010 и 2015 годами человека вполне реально высадить на южном полюсе Луны. А вообще, "за стоимость одной миссии по проекту NASA целых 40 человек могли бы побывать на Луне!", — утверждает глава SpaceDev Джим Бенсон (Jim Benson). Вчера SpaceDev подписала контракт со SpaceX о закупке у последней пусков её новой космической ракеты Falcon 1. Чем SpaceDev наглядно продемонстрировала пропагандируемый ею путь сотрудничества небольших частных фирм. Запас тяги "кресла" должен позволить ему затормозить с окололунной орбиты и сесть на поверхность Селены, а позже вновь выйти на орбиту (иллюстрация SpaceDev). Тут нужно добавить, что недавно глава американского космического агентства Майкл Гриффин (Michael Griffin) признал достижения маленьких фирм и заявил, что NASA с удовольствием будет сотрудничать с ними, и что в будущем космические аппараты, в том числе — пилотируемые, вполне смогут подниматься на орбиту силами как правительственных колоссов, так и космических частников. Ещё Гриффин сказал, что его агентство, помимо использования собственных ресурсов, в скором будущем будет покупать космические услуги у небольших частных фирм. К примеру — заказывать им доставку грузов на МКС. Революция? Мы понимаем: далеко не все частные компании, бросившиеся покорять космос, непременно в этом преуспеют. Наверное, не все их проекты — оптимальны, совершенны и окажутся реализованными. Но столь бурная деятельность частной космонавтики — это первые признаки нашего будущего. Будущего, в котором государства окончательно потеряют монополию на космос. Вот об этом стоит задуматься. Дата публикации 23.11.05 Источник www.membrana.ru |