I                I
I----------------I---------------------------------------------------------------------------------------------------------
I  Статьи        I
I                I
I  Библиотека    I
I                I
I  Графика       I
I                I
I  Написать      I       
I                I
I  О проекте     I
I----------------I
Киберпанк под микроскопом

Все прекрасно знают, что такое киберпанк. Все читали Гибсона, Лукьяненко, смотрели «Матрицу» и «Газонокосильщика». Захватывающий мир хакеров, мир виртуальности, в котором возможно все, где нет времени, где не существует пространство, где не властны законы – от закона Ньютона до права на частную жизнь. Но далеко не все представляют себе, что такое киберпанк-движение. Вернее, представляют, но каждый по-своему. Пытаясь найти ответ на этот мучительный вопрос, я зашла на Active Worlds (www.activeworlds.com), довольно популярный в Штатах 3D-мир, в котором «всего за $19,95 в месяц» можно приобщиться к жизни в киберпространстве. Мои надежды встретить шныряющих с неимоверной скоростью киберпанков не оправдались. Я познакомилась с дамой из Оклахомы. На мой вопрос о том, зачем ей нужны Active Worlds, она ответила, что живет она на ферме, развлечений мало, все кругом одно и то же, а тут как будто попадаешь в другой мир. Но вскоре она переключилась на беседу с другой жительницей Active Worlds, и они принялись обсуждать достижения своих многочисленных детей. А меня романтические представления о пусть еще несовершенной, но очень виртуальной реальности завели на сайт клуба Московских киберпанков (www.cyberpunk.ru), обитателей которого я попросила рассказать о киберкультуре. Их письма, а также комментарии к ним мы и представляем сегодня.

Мария Говорун

Доброе утро, Мария!
Инсталляция (как она есть), субкультура – это глубже, неизмеримо глубже, чем люди, с презрением смотрящие на аудиторию cyberpank.ru, глубже народа из нирваны или любого псевдоандеграуда. Господи! Да нет, это все не игра: не смешно и не грустно, а порой просто хочется выть от досады. Гибсон и Стерлинг у всех на слуху, но три-четыре года назад эта серия не то что не пошла, а просто была отдана назад на склады, ее вообще не покупали. Спасибо, что они не испоганили Штайнера, Бира Типтри, Дика Суэнвика, Шелли Дилени, Бэнкс Раймен и других создавших нас. Мы навсегда поставили памятник Гибсону в своих душах: адепты деки, шаманы киберпространства, мы уходим отсюда, лишь изредка давая себе время на эту сторону жизни, что так мешает нам, угнетая и держа в постоянном страхе перед мясом, железом и МГТС. Ситуация проста: мы существуем там, а не здесь, как демон, сгоревший вчера ночью. Это не просто религия – это и только это есть жизнь. Мы проводим время в музее кино, мы ловим их, мы читаем, мы слушаем, мы смотрим, мы ждем, мы надеемся, мы поклоняемся и мы постепенно исчезаем, динозавры этого века, мы уже не всегда узнаем друг в друге то, что уводит нас отсюда, из этого мира, читая шпенглераясперсатойнби, пытаясь понять, понять и еще раз понять коммуникацию бессознательного. Мира нет. Мы все видим под другим углом, мы устали от бесконечной травли: нас убивают модные журналы, телевидение и пресса. В «Асте» не пошла серия Nebula, в которой они тиснули Гибсона, но мы знаем – это лишь временная передышка, они все равно загонят нас. Шунт чесался и чесался, а мимо плыли электрические рыбы, мерными взмахами проходя между домами, и, наблюдая, сидел лотосом на черном асфальте человек вне человек легбыдигератти.
Алексей Кузнецов, kuznetzov@mail.ru

(От редакции: авторская стилистика соохранена)
Я не увлеченный, не любитель, не поклонник и не фанат. Вся моя уникальная особенность заключается в том, что я считаю себя киберпанком не потому, что я начитался художественной литературы жанра киберпанк и заделался от этого под киберпанка. Скажу больше, я не прочитал не одной книги из этого жанра. Дело в том, что само киберпространство уже представляет для меня из себя контрреальность (потому, что имеет высокую степень интерактивности, как согласованной так и одиночной). Взять, скажем, минимальные его составляющие – компьютер или игровая приставка – они уже дают человеку возможность мыслить и как бы пребывать в иной реальности, возможность изменить свою структуру мышления за счет пребывания в ней. Получая опыт пребывания в иной реальности, человек получает способность судить о той реальности, в которой он проводить большую часть своего времени, судить о ней, как бы находясь вне обыденности. Отсюда может вытекать то, что человек может прийти к тому, что в обыденности присутствует некая иллюзия, окутывающая людей, называемая мною также Система и Общества, что порабощает человека и управляет им. После этого в человеке начинает развиваться некий протест к обыденной реальности, жизни общества, протест к Системе... Здесь начинается зарождение киберпанка. Стоя вне заблуждения, я могу твердо сказать, что отречься от обыденной реальности можно уже сейчас, что делали также наши предки тысячелетия назад, то есть я свожу к тому, что, например, для меня современное киберпространство уже представляет почти совершенную виртуальную реальность без какой-либо продвинутой технологии видеовизуализации на уровне нейросимуляции, приводящие к т. н. полному погружению. Мое сознание имеет высокоразвитый кибергенезис, и даже используя современные технологии элементов интеграции с киберпространством (мышь, монитор, клавиатура, джойстик), я уже ощущаю себя полностью погруженным в глубины киберпространства. Я не согласен с тем, что культура киберпанка зародилась как направление в научно-художественной литературе. По моему мнению, она лишь немного приоткрыла массам занавес над давно существовавшей субкультурой и некоторые ее аспекты... Лукьяненко хоть и является писателем жанра киберпанк, но сам он навряд ли является панком, а уж тем более киберпанком, так же как и многие, а может, и все писатели этого жанра... А это мне уже не интересно. И, наверняка, не обошлось и без искажения истинной сущности киберпанка, а значит, и того, как она может развиться в будущем. И буду читать худ.-лит. в стиле киберпанк только ради выявления заблуждений и искажений.
Neu Tex, нерожденный
и вечноживущий Дух,
neu@cyberpunk.ru
neu.cyberpunk.ru

Добрый вечер, Мария!
Киберпанка, а точнее, того, что Вы вкладываете в это слово, не существует. Очень сложно объединить людей по такому признаку, как принадлежность к антисоциальному. Посмотрите на сайты киберпанковских организаций и клубов. Что там? Разве есть какой-то прогресс? Непонятные никому типы перетирают в миллионный раз то, что было десять лет назад. Существуют так называемые коммуны, например коммуна одного из самых известных сайтов о киберпанке — deep matrix,. Знаете, Мария, что является их задачей? Даже не буду переводить: «You can write new documents or collect documents and links about some cyberpunk area (for example, scifi, tech culture...) you are interested in». То есть весь смысл, вся эта таинственная завеса над киберпанком превращена в сбор информации в базу данных, будто это политехнический музей. Сможет ли какая-либо киберпанк-организация сдвинуть или хотя бы пошатнуть научный прогресс? Они в мягкой форме просят перевести денег, потому что оплата домена и хостинга очень, очень дорога (целых 100 долларов в месяц, с ума сойти!!). Разве можно сказать о том, что киберпанки интересуются нанотехнологиями или спутниковой передачей данных? Да, они могут собирать газетные вырезки, но до тех пор, пока ШТУЧКИ ИЗ РОМАНОВ О КИБЕРПАНКЕ не станут достоянием масс как с количественной точки зрения, так и по цене — никаких реальных дел и действий со стороны киберпанков не будет.
Игорь Баринов,
allax@mail.ru

Приветствую!
Эту тему очень сложно раскрыть. Я видел очень много статей и в Сети, и в оффлайне, посвященных СР, но реально ни одна из них не была даже близка к истине. Это говорит о том, что предмет рассмотрения никто себе по-настоящему не представляет и все сбиваются либо на то, что киберпанки – это такие хакеры, либо на то, что это фанаты Лукьяненко (еще есть те, кто думает, что это вообще что-то такое, что словами не описать, глазами не увидеть, мозгами не понять). Мне же Вы ставите совсем невозможную задачу (особенно во втором пункте фразой «варится в этом постоянно, но еще находится в здравом уме»). Я хочу Вас сразу предупредить: такого не бывает! Это все равно, что человека, который работает, скажем, в реанимации 10 лет, попытаться по уровню «здравия ума» приравнять к библиотекарю или писателю. Это слишком субъективно.
Юрий Куранов,
yuh@cyberpunk.ru,
www.CyberPunk.ru

Из жанра одиночек и стильного андеграунда киберпанк превратился в широко разрекламированный журнальный проспект, главным атрибутом которого стали зеркальные очки и непрерывная череда двоичного кода на всю ширину экрана. И это явно не пошло ему на пользу.
...И все-таки хотелось бы верить, что дух киберпанка не исчез под яркой оберткой ежедневно меняющихся идей. Что свободолюбивый, ироничный, умный, талантливый киберпанк – и есть тот самый «хомо новус» – человек новой эпохи, которая будет совсем не похожа на предыдущую. Человек, свободный от предрассудков, лжи и ненависти – добрый, сильный и любопытный. Мне хочется в это верить.
Денис Балуев,
labu@pochtamt.ru

Культура киберпанка не является принципиально новым социальным явлением. Движение битников, коммуны хиппи, демонстрации «зеленых» – привычный для нас список пополнился еще одной молодежной кастой – киберпанком. С этой точки зрения его и стоит рассматривать.
Киберкультура в нашей стране еще крайне «сырая». Корпоративное мировоззрение киберпанка базируется преимущественно на научно-фантастической литературе и фильмах одноименного жанра, не выделились авторитеты, нет четкой иерархии, разделения на «ортодоксов» и «отколовшихся».
Тем не менее, имеются черты, которые позволяют выделить киберпанк в отдельное направление. В первую очередь обращает на себя внимание свойственный молодежной среде радикализм. Вторая общая черта: совмещение образа «волка-одиночки» с явной потребностью в общественном внимании. При этом индивидуальные достижения оцениваются успехами в области информационных технологий, а необходимость в общественной реакции реализуется с помощью Интернета, обеспечивающего любому высокую степень публичности.
Формирование любого течения происходит в кругу единомышленников, тусовке. Специфика киберпанка в том, что на этот раз жизнь тусовки перенесена в Интернет. Здесь формируется свой стиль поведения, сленг, вырабатываются свои правила и механизмы их выполнения. Таким образом, подлинная жизнь киберпанков действительно протекает в виртуальном пространстве, и это не следует путать с болезненной зависимостью от Интернета.
Особенность киберпанка состоит в его исключительной технократичности, которая диктуется Интернетом как средой обитания. Авторитет во многом зависит от уровня погруженности в технические детали виртуальной жизни. Сленг заимствуется из словаря технических терминов.
Будучи растиражирован в многочисленных популярных фантастических сюжетах, киберпанк, как яркая тряпка, привлекает «людей из народа», склонных к упрощенному понимаю киберкультуры, что не может на ней не отражаться. Эта категория неофитов, как правило, приобщается к киберпанку посредством компьютерных игр.
Любое направление молодежной субкультуры, несмотря на всю свою инфантильность, несет в себе и рациональное зерно. Движение хиппи указало человечеству на опасность ядерной войны, «зеленые» борются за сохранение экологического баланса. О чем же хотят сказать киберпанки?
Поколение, впитавшее в себя «Матрицу» и «Лабиринт отражений», каждый день имеющее дело с кодами и Интернетом, оказалось гораздо более чутким к социальным изменениям. Именно они, а не социологи и психологи, первыми на собственной шкуре ощутили грядущую перспективу технократической цивилизации: появление человека-винтика, человека-процессора, человека-видеокарты. Киберпанки смогли прочувствовать проблему, но не смогли найти иной путь ее решения, кроме ухода в еще несовершенную виртуальную реальность. Большинство из них оказалось даже не в состоянии четко сформулировать так ясно видимую ими опасность. В этом истоки мрачных умонастроений большинства представителей киберкультуры. Истинная же причина немоты киберпанков проста: источник их знаний лежит в техногенной сфере, а формулировка и путь решения — в чуждой им гуманитарной.
Смогут ли киберпанки найти выход из сложившейся ситуации? Дать положительный ответ на этот вопрос — значило бы согласиться, что именно движение хиппи спасло мир от ядерной катастрофы. Киберпанки могут только предупредить нас. Сама же проблема технократической трансформации общества имеет гуманитарные корни. Искать ключ к ее разрешению — удел социологов, но решать ее придется всем нам.
Марина Птиц, историк,
m_ptits@mail.ru
Hosted by uCoz